Нематериальная мотивация сотрудников
Несмотря на тот факт, что уровень оплаты труда в компании для большинства работников является главным стимулом нахождения в штате, существует и нематериальная мотивация сотрудников. Ее эффективность может быть ничуть не ниже, если модель стимулирования носит разносторонний характер, продумана и не оставляет вопросов у персонала.
10 способов нематериальной мотивации сотрудников компании
Переосмысление должности
Многие люди отождествляют свои успехи в жизни с той должностью, которую они занимают. Хорошо быть генеральным директором, главой подразделения, руководителем филиала, но кому-то обидно и даже стыдно занимать вакансию продавца, уборщика, курьера. Также практика показывает, что один человек в компании может совмещать обязанности, относящиеся к разным должностям, и при этом числиться на низшей ступени штата компании, например, продавцом, занимающимся одновременно продажей, приемом и размещением товара. Оптимальный вариант – закрепить за одним сотрудником конкретные функции, которые соответствуют его прямым обязанностям. Сама же должность может получить более детальное описание и повышенный статус. Например, не продавец-консультант, а специалист торгового зала по продажам. Подобная смена должности и ее переосмысление поднимают самооценку работника, подчеркивают его важность для компании.
Командный дух
Сплоченный, дружный коллектив – это семья, где каждый участник важен для общего дела. Ссоры, раздоры, конкуренция ведут к нарушению дисциплины, снижению эффективности труда. Для нейтрализации негативных моментов можно использовать:
-
Мероприятия по сплочению коллектива. Проведение конференций, командных выступлений, совместного отдыха – это полезные и работающие методы нематериальной мотивации сотрудников. Они помогают устранить рамки недоверия, получше узнать друга, выстроить нормальные рабочие отношения.
-
Собрания для подведения итогов, обсуждения вопросов. Подобные мероприятия нужно проводить не только с целью освещения негативных моментов, но и, например, по случаю дня рождения, прибавления в семействе, повышения сотрудника и прочего.
-
Личные беседы с подчиненными. Помогают понять мотивацию человека, его цели в жизни, отношение к работе.
Создание комфортной обстановки для работы
Работать в комфортном и современном офисе – это одно, а работа на неотапливаемом зимой складе – совсем другое. Любой работник заинтересован хотя бы в минимальном комфорте на работе. Мотивировать в этом плане можно с помощью:
-
Соблюдения температурных условий. Зимой – хороший обогрев, летом – кондиционирование.
-
Обустройства рабочего места. Хотя бы несколько квадратных метров личного пространства, удобный стул, современная и рабочая техника, хорошая освещенность.
-
Создания условий для питания и отдыха. Работник должен нормально поесть, иметь хотя бы полчаса на отдых в течение дня.
Обучение персонала
В любой деятельности важно двигаться вперед и учиться новому. Иначе – выгорание, потеря интереса. Обеспечение сотрудников последней информацией в профессиональной сфере, вебинары с экспертами, посещение тематических мероприятий дают пищу для ума и поддерживают профессиональный интерес. Также полезно проводить периодические тестирования для подтверждения квалификации, повышать уровень навыков через стажировку у партнеров, тренинги.
Карьерный рост
Каждый целеустремленный и квалифицированный работник видит себя на более высокой должности. Одна из главных задач руководителя вовремя подмечать подобных персон, помогать выстраивать им карьеру, если они соответствуют стандартам компании и готовы ради нее на многое. Тем самым развиваются личностные качества, повышается статус и самооценка работника. От развития сотрудников выигрывают все, а карьера может двигаться не только вертикально, но и горизонтально, поэтому подобная нематериальная мотивация сотрудников работает как нельзя лучше.
Нестандартные номинации и внутренние награды
Похвала, внимание приятны большинству работников. Однако номинации в стиле «лучший управленец/топ-менеджер» давно набили оскомину. Это можно и нужно разнообразить. Например, маг по финансам, гуру по проблемным клиентам, менеджер по привлечению высокодоходных заказчиков. Подобных людей можно отметить на «стене» компании, на визитках, в презентациях партнерам как лицо организации. Это сильно повышает статус работника, делает его ответственным и гордым за свою работу.
Геймификация бизнеса
На работе многие сотрудники играют в игры, как в профессиональные, так и развлекательные. Игровые механики давно доказали свою состоятельность в бизнесе, потому что они развивают работников, подогревают интерес делу, оставляют разные сценарии для действия. Для реализации этого способа нематериальной мотивации сотрудников достаточно трех компонентов: проведение внутренних турниров и соревнований между сотрудниками, введение внутренней валюты, создание программ лояльности. Это помогает объединить всех сотрудников в единую команду, повысить внутренний дух коллектива, выявить лучших.
Оптимизированный рабочий процесс
Работа дома, регулярные задержки на работе, вызовы в выходные негативно сказываются на отношении персонала к работодателю. Людям нужно время на отдых и личную жизнь. Далеко не все выбирают карьеру и толстый кошелек. Оптимизация рабочих процессов, отсутствие простоев, четкая организация труда, последовательное выполнение промежуточных задач позволяют добиваться результата без привлечения дополнительных ресурсов и времени.
Внимание и поддержка
Внимательность по отношению к работнику, подчеркивание его ценности поддерживают положительный настрой коллектива. Даже банальное спасибо может иметь ошеломляющий эффект, если это сделано к месту и искренне. Руководитель, благодарящий персонал разными способами, высоко котируется среди работников и заслуживает уважения. Для выражения благодарности достаточно простых действий:
-
Короткой личной встречи с выражением признательности словами.
-
Личного звонка подчиненному с выражением похвалы.
-
Предоставления небольших поблажек по работе: разрешение на чуть ранний уход с рабочего места при выполнении плана, предоставление пары часов времени работнику на решение его личных вопросов.
-
Личного посещения подразделений компании, проявления интереса к их работе, подчеркивания важности сотрудников для компании и того, что они делают.
-
Предложения подвезти успешного работника на своем автомобиле до дома.
Поддержание и сохранение человеческих отношений
Важно соблюдать нормы отношений в коллективе. Жесткое следование правилам, отсутствие поблажек, регулярные штрафные санкции, неумение вступать в коммуникацию с персоналом превращают руководителя в тирана. Это негативно влияет на рейтинг руководителя. Поддержание гибкости, умение выслушать, объективно подойти к решению возникшей ситуации помогают управлять сотрудниками на высоком уровне, избегать конфликтов.
Нематериальная мотивация сотрудников приносит много пользы компании. Активная позиция руководителя здесь способна коренным образом изменить атмосферу внутри коллектива и сплотить его. Для контроля и эффективного управления персоналом подходит использование Solar addVisor. Этот инструмент поможет контролировать качество выполнения работы, улучшает эффективность рабочих процессов, вовлекает работников в профессиональную деятельность и снижает риски выгорания специалистов.