Нематериальная мотивация сотрудников

способы нематериальной мотивации сотрудников

Несмотря на тот факт, что уровень оплаты труда в компании для большинства работников является главным стимулом нахождения в штате, существует и нематериальная мотивация сотрудников. Ее эффективность может быть ничуть не ниже, если модель стимулирования носит разносторонний характер, продумана и не оставляет вопросов у персонала.

10 способов нематериальной мотивации сотрудников компании

Переосмысление должности

Многие люди отождествляют свои успехи в жизни с той должностью, которую они занимают. Хорошо быть генеральным директором, главой подразделения, руководителем филиала, но кому-то обидно и даже стыдно занимать вакансию продавца, уборщика, курьера. Также практика показывает, что один человек в компании может совмещать обязанности, относящиеся к разным должностям, и при этом числиться на низшей ступени штата компании, например, продавцом, занимающимся одновременно продажей, приемом и размещением товара. Оптимальный вариант – закрепить за одним сотрудником конкретные функции, которые соответствуют его прямым обязанностям. Сама же должность может получить более детальное описание и повышенный статус. Например, не продавец-консультант, а специалист торгового зала по продажам. Подобная смена должности и ее переосмысление поднимают самооценку работника, подчеркивают его важность для компании.

Командный дух

Сплоченный, дружный коллектив – это семья, где каждый участник важен для общего дела. Ссоры, раздоры, конкуренция ведут к нарушению дисциплины, снижению эффективности труда. Для нейтрализации негативных моментов можно использовать:

  • Мероприятия по сплочению коллектива. Проведение конференций, командных выступлений, совместного отдыха – это полезные и работающие методы нематериальной мотивации сотрудников. Они помогают устранить рамки недоверия, получше узнать друга, выстроить нормальные рабочие отношения.

  • Собрания для подведения итогов, обсуждения вопросов. Подобные мероприятия нужно проводить не только с целью освещения негативных моментов, но и, например, по случаю дня рождения, прибавления в семействе, повышения сотрудника и прочего.

  • Личные беседы с подчиненными. Помогают понять мотивацию человека, его цели в жизни, отношение к работе.

Создание комфортной обстановки для работы

Работать в комфортном и современном офисе – это одно, а работа на неотапливаемом зимой складе – совсем другое. Любой работник заинтересован хотя бы в минимальном комфорте на работе. Мотивировать в этом плане можно с помощью:

  • Соблюдения температурных условий. Зимой – хороший обогрев, летом – кондиционирование.

  • Обустройства рабочего места. Хотя бы несколько квадратных метров личного пространства, удобный стул, современная и рабочая техника, хорошая освещенность.

  • Создания условий для питания и отдыха. Работник должен нормально поесть, иметь хотя бы полчаса на отдых в течение дня.

Обучение персонала

В любой деятельности важно двигаться вперед и учиться новому. Иначе – выгорание, потеря интереса. Обеспечение сотрудников последней информацией в профессиональной сфере, вебинары с экспертами, посещение тематических мероприятий дают пищу для ума и поддерживают профессиональный интерес. Также полезно проводить периодические тестирования для подтверждения квалификации, повышать уровень навыков через стажировку у партнеров, тренинги.

Карьерный рост

Каждый целеустремленный и квалифицированный работник видит себя на более высокой должности. Одна из главных задач руководителя вовремя подмечать подобных персон, помогать выстраивать им карьеру, если они соответствуют стандартам компании и готовы ради нее на многое. Тем самым развиваются личностные качества, повышается статус и самооценка работника. От развития сотрудников выигрывают все, а карьера может двигаться не только вертикально, но и горизонтально, поэтому подобная нематериальная мотивация сотрудников работает как нельзя лучше.

Нестандартные номинации и внутренние награды

Похвала, внимание приятны большинству работников. Однако номинации в стиле «лучший управленец/топ-менеджер» давно набили оскомину. Это можно и нужно разнообразить. Например, маг по финансам, гуру по проблемным клиентам, менеджер по привлечению высокодоходных заказчиков. Подобных людей можно отметить на «стене» компании, на визитках, в презентациях партнерам как лицо организации. Это сильно повышает статус работника, делает его ответственным и гордым за свою работу.

геймификация процесса для мотивации сотрудников

Геймификация бизнеса

На работе многие сотрудники играют в игры, как в профессиональные, так и развлекательные. Игровые механики давно доказали свою состоятельность в бизнесе, потому что они развивают работников, подогревают интерес делу, оставляют разные сценарии для действия. Для реализации этого способа нематериальной мотивации сотрудников достаточно трех компонентов: проведение внутренних турниров и соревнований между сотрудниками, введение внутренней валюты, создание программ лояльности. Это помогает объединить всех сотрудников в единую команду, повысить внутренний дух коллектива, выявить лучших.

Оптимизированный рабочий процесс

Работа дома, регулярные задержки на работе, вызовы в выходные негативно сказываются на отношении персонала к работодателю. Людям нужно время на отдых и личную жизнь. Далеко не все выбирают карьеру и толстый кошелек. Оптимизация рабочих процессов, отсутствие простоев, четкая организация труда, последовательное выполнение промежуточных задач позволяют добиваться результата без привлечения дополнительных ресурсов и времени.

рабочий процесс и организация труда

Внимание и поддержка

Внимательность по отношению к работнику, подчеркивание его ценности поддерживают положительный настрой коллектива. Даже банальное спасибо может иметь ошеломляющий эффект, если это сделано к месту и искренне. Руководитель, благодарящий персонал разными способами, высоко котируется среди работников и заслуживает уважения. Для выражения благодарности достаточно простых действий:

  • Короткой личной встречи с выражением признательности словами.

  • Личного звонка подчиненному с выражением похвалы.

  • Предоставления небольших поблажек по работе: разрешение на чуть ранний уход с рабочего места при выполнении плана, предоставление пары часов времени работнику на решение его личных вопросов.

  • Личного посещения подразделений компании, проявления интереса к их работе, подчеркивания важности сотрудников для компании и того, что они делают.

  • Предложения подвезти успешного работника на своем автомобиле до дома.

Поддержание и сохранение человеческих отношений

Важно соблюдать нормы отношений в коллективе. Жесткое следование правилам, отсутствие поблажек, регулярные штрафные санкции, неумение вступать в коммуникацию с персоналом превращают руководителя в тирана. Это негативно влияет на рейтинг руководителя. Поддержание гибкости, умение выслушать, объективно подойти к решению возникшей ситуации помогают управлять сотрудниками на высоком уровне, избегать конфликтов.

Нематериальная мотивация сотрудников приносит много пользы компании. Активная позиция руководителя здесь способна коренным образом изменить атмосферу внутри коллектива и сплотить его. Для контроля и эффективного управления персоналом подходит использование Solar addVisor. Этот инструмент поможет контролировать качество выполнения работы, улучшает эффективность рабочих процессов, вовлекает работников в профессиональную деятельность и снижает риски выгорания специалистов.

Получить консультацию