Оценка KPI сотрудников
Одно из исследований Harvard Business Review показало, что около 5% сотрудников в компании всегда работают хорошо, от 5 до 7% — плохо. А 88-90% способны эффективно исполнять свои обязанности при условии правильной постановки задач, определении целей и контроля. Реализовать это поможет внедрение системы оценки KPI сотрудников в компании. Сегодня ее использует почти каждая вторая российская организация. Но при этом часто применение KPI имеет выборочный характер — лишь около четверти компаний применяют их на весь (или хотя бы большинство) персонал.
Эксперты говорят о том, что такая практика пришла в российский бизнес с запада. Действительно, современные компании опираются на западные методики и рекомендации. Но следует учитывать, что своеобразная система KPI существовала в России ранее. Действовавшая еще в Советском союзе система премирования, которая основывалась на плановых и фактических показателях, имеет много общих черт с KPI-системой, пришедшей с запада.
KPI — часть концепции управления компанией EPM (Enterprise Performance Management). Она подразумевает использование ПО класса EPM для мониторинга работы компании и оценки эффективности персонала. Такие системы упрощают анализ большого объема информации и помогают руководителям в принятии решений. «Ядром» и основой для работы EPM-системы являются KPI.
Польза для бизнеса от оценки эффективности сотрудников по KPI
Продуманная и грамотно выстроенная система KPI помогает руководителям эффективно выстроить работу компании. Благодаря ее внедрению решается несколько важных задач.
Донесение до сотрудников задач и приоритетов компании (бизнеса)
Иногда даже самые опытные работники могут не понимать, что требуется именно от них для достижения целей компании. KPI позволяют устранить эту проблему. С их помощью задачи бизнеса и его приоритеты транслируются на сотрудников. Они понимают связь между своими обязанностями и целями компании-работодателя. Понимают, с какой целью устанавливаются критерии. Это сказывается на эффективности работников.
Мотивация работников
На основе оценки KPI сотрудников может осуществляться премирование, формирование кадрового резерва организации, назначение работников на должности и т.д. Их введение положительно сказывается на продуктивности работы. Исследования показывают, что в этом случае показатели эффективности организаций повышаются в среднем на 20-30%.
Социальная справедливость при оплате труда
Благодаря внедрению ключевых показателей эффективности обеспечивается привязка результатов персонала к уровню оплаты труда. Приносящие лучшие результаты специалисты получают повышенную зарплату или «бонусы». Это способствует повышению мотивации персонала, а также привлечению и удержанию эффективных сотрудников.
Кроме того, обеспечивается эффективное использование зарплатного фонда. Значительная его доля переводится в изменяемую часть заработной платы. За счет этого фонд заработной платы в компании становится не только источником затрат, но инструментом для мотивации сотрудников.
Мониторинг и контроль
Благодаря системе оценки KPI сотрудников, для развертывания которой может использоваться решение класса EPM, руководство компании получает полную картину того, что делают сотрудники. Оно контролирует, сколько времени тратят на задачи, какие средства используют для их выполнения. Руководители подразделений видят, как работает каждый из подчиненных, и могут влиять на рабочие процессы.
Внедрение системы оценки KPI сотрудников в компании
Для ее внедрения в организации необходимо:
- Определить главную цель организации. В зависимости от специфики и области у каждой организации она своя.
- Сформулировать количественные показатели, влияющие на достижение главной цели.
- Определить подразделения, отвечающие за эти показатели.
- Разработать систему мотивации сотрудников, от которых они зависят.
- Провести разъяснительную работу с сотрудниками о том, что их эффективность влияет на уровень дохода. При этом работники должны четко понимать критерии, по которым она будет оцениваться, чтобы иметь возможность самостоятельно отслеживать свою эффективность и вносить корректировки в работу.
При введении KPI это все необходимо документировать. Необходимые изменения вносятся в должностные инструкции, контракты / трудовые договоры и другие документы. Еще один важный момент — необходимость регулярной корректировки моделей KPI и отдельных показателей. Некоторые из них со временем становятся неактуальными / не эффективными. Эти моменты важно отслеживать.
Также залог успешности системы оценки KPI сотрудников — автоматизация процессов работы с ними. На постоянные расчеты показателей уходит немало времени (чем больше компания, тем временные траты выше). Для решения таких задач существуют специальные программные средства. С ними неплохо справляются и решения класса EPM. С их помощью руководители могут оценивать реальную продуктивность труда, планировать организационное развитие компании. Данные, полученные из таких систем, помогают повышать эффективность бизнес-процессов. С их помощью организуется мониторинг активности по ключевым задачам, влияющим на исполнение KPI, анализ реакции сотрудников на ключевые события. Также решения этого класса помогают в профилактике выгорания. Они могут использоваться и в системе мотивации персонала. EPM встраиваются в IT-инфраструктуры любой сложности и масштаба. Для этого не нужно вносить в них какие-то глобальные изменения.