Цели оценки персонала в организации
Оценка персонала — процесс, в ходе которого оцениваются знания, умения навыки сотрудников и другие параметры. Автоматизировать его помогают решения класса EPM (Employee Productivity Monitoring). По разным сведениям, подобные системы на начало 2021 года использовало от 1 до 5% компаний. При этом просматривается рост заинтересованности такими решениями со стороны огромного количества субъектов бизнеса. EPM помогают в достижении целей оценки персонала для топ-менеджеров, линейным руководителям, HR- и другим специалистам.
Цели и задачи оценки персонала руководителями топ-уровней
С помощью EPM-систем, а также аналогичных решений для оценки персонала топ-менеджеры реализуют следующие цели:
- Анализ численности персонала. Его результаты полезны при долгосрочном прогнозировании численности, при построении кадровой стратегии. Планирование количества числа сотрудников на ближайшие 3-5 лет становится основой кадровой стратегии у многих западных компаний. Такой подход набирает популярность среди российских субъектов бизнеса. Анализ численности также полезен для оценки «здесь и сейчас». С его помощью руководители уровня топ могут судить об эффективности коллектива и способности решать задачи тем количеством сотрудников, которое есть на данный момент.
- Анализ загруженности подразделений, а также отдельных сотрудников. По ее результатам руководители принимают решения о «дозагрузке» подразделения или сотрудника работой (дополнительными функциями), либо сокращении штатной единицы и распределении ее функций между другими. Также оценка помогает бороться со сверхнормативной загруженностью сотрудников (обычно об этом говорят при загрузке в 115% и выше). При перегрузке обязанности перераспределяются или вводятся новые штатные единицы.
- Устранение организационных барьеров. Одна из важнейших задач оценки персонала для руководителя уровня топ. Полученные в ее ходе данные помогут организовать эффективное взаимодействие между подразделениями компании, обеспечить сотрудников техникой, необходимыми ресурсами для выполнения возложенных на них задач.
Кроме того, полученные данные топ-менеджеры используют при организации сквозных бизнес-процессов (у каждого субъекта бизнеса они свои, с учетом сферы и специфики компании).
Цели оценки персонала линейными и HR-руководителями
Руководители этих уровней в ходе оценки получают сведения, которые помогают:
- Анализировать активность и продуктивность подчиненных. Также полученные сведения полезны при сравнении отдельных сотрудников или групп между собой.
- Контролировать работников. В ходе оценки персонала может проводиться сбор сведений об используемых сотрудниками программ, приложений, сервисов. Они помогают контролировать персонал: выявлять факты решения личных вопросов в рабочее время.
- Обосновывать численность подразделений, которыми они управляют, а также использование сложившейся в них ролевой модели. Линейные руководители получают информацию для обоснования перед вышестоящим руководством, а также данные, которые помогут при принятии решений, касающихся операционной эффективности подчиненных подразделений.
Польза для самих оцениваемых сотрудников
К полученным с помощью EPM-систем или аналогичных решений сведениям можно предоставлять доступ сотрудникам, которые оценивались. Благодаря этому они получают возможность «взглянуть со стороны» на себя, сравнить себя с коллегами. Иногда самостоятельный взгляд со стороны работает эффективнее, чем замечания или указания начальства (особенно без аргументов, что плохо, и почему нужно что-то менять в работе). Самооценка на основе этих данных поможет работникам определить области дальнейшего развития компетенций, а также более эффективно управлять своим рабочим временем.
В Solar addVisor, например, для этого предусмотрен личный кабинет сотрудника, пользоваться которым можно через браузер.
Еще несколько целей оценки деятельности персонала в организации
Кроме того, внедрение системы оценки персонала в компании помогает в реализации еще ряда целей и задач.
В частности, с ее помощью компания может оптимизировать расходы на корпоративное обучение. Получаемые с помощью EPM сведения полезны при определении потребности в специалистах определенных профилей / уровней, планировании мероприятий корпоративного обучение.
Регулярная оценка персонала помогает руководству организаций в формировании кадрового резерва. Руководитель получает сведения о способностях и возможностях сотрудников. На их основе можно делать выводы о потенциале работников, что будет полезным при формировании резерва для комплектования освобождающихся должностей. Время закрытия вакансии в этом случае сокращается, не приходится искать специалистов «с улицы». Можно потратить меньше времени и средств на подготовку своего же сотрудника.
С помощью EPM и аналогичных решений компании могут готовиться к прохождению проверок и различного рода сертификаций по национальным и международным стандартам (например, добровольная по ГОСТ Р 56937-2016). С помощью средств для оценки руководители быстро собирают необходимые сведения, позволяющие понять уровень соответствия компании требованиям стандартов, а также определиться с направлениями, на которые требуется сделать упор для успешного прохождения сертификации.
В общем, система оценки персонала является основой для других систем. На ее базе строятся системы материального и нематериального стимулирования сотрудников, адаптации работников, улучшения показателей компании (производственных и других), развития, обучения персонала, самомотивации и развития профессиональных качеств. Внедрить ее поможет решение класса EPM.