Зачем руководителю UAM-система?
Многие сотрудники считают, что руководитель непременно будет применять наказание, если показатели из системы UAM (User Activity Monitoring, мониторинг рабочего времени) отличаются от средних показателей по компании или если руководитель увидит опоздание на 15 минут. Давайте разберемся, зачем руководителю UAM-система и какой самый частый сценарий ее использования.
Взрывной рост сферы информационных технологий, COVID-19 с последующим переходом на гибридный или удаленный форматы работы, усложнение организационной структуры, а также усиление конкуренции обратили внимание компаний на системы, позволяющие руководителям оперативно получать цифровую картину работы как всей компании, так и отдельных отделов и сотрудников. Этими системами стали решения класса UAM, которые также помогают в поиске скрытых ресурсов внутри компании. В настоящий момент пик популярности описанных систем прошел, и теперь, изучив полученный от использования этих продуктов опыт, можно сделать обоснованный вывод об их влиянии на взаимоотношения сотрудника и руководителя.
Для части руководителей такие системы стали палочкой-выручалочкой: множество аналитических срезов, автоматизированное получение данных, моментальная оценка ситуации. Анализ данных дал руководителям возможность увидеть зоны, где стоит сконцентрировать внимание, что, в свою очередь, позволило быстрее провести изменения и повлиять на общую эффективность компании. Для других руководителей, к сожалению, системы стали дополнительным поводом «наказать»: для них любые отклонения от нормы или средних показателей сразу означают «плохую работу», с последующими штрафными санкциями в сторону работника. Естественно, такой подход закрепил в сознании сотрудников мысль: система по контролю активности сотрудника за рабочим компьютером – это слежка и наказание.
Вернемся к истокам применения UAM-систем и причинам их внедрения компаниями. Для чего на самом деле руководители готовы использовать систему? На ум сразу приходят следующие слова: наблюдение и контроль. Спойлер: это не одно и то же!
Контроль представляет собой периодически повторяющуюся проверку положения дел (в нашем случае показателей активности) руководителем. Цель контроля – проверка «пульса». При таком подходе руководителя не интересует, что условный Василий вчера недоработал 15 минут, а позавчера пришел на 30 минут позже. Он смотрит на картину в целом и начинает реагировать только в том случае, если видит негативные тенденции. Система тут выступает помощником, упрощающим сбор информации по части показателей и демонстрирующим фактическую ситуацию. Без нее руководитель мог бы опираться на свое субъективное ощущение, мнение других руководителей и сотрудников. А что же с наблюдением?
Наблюдение – это постоянное (многократное, регулярное) отслеживание активности сотрудника для выявления тенденций, паттернов активности. Система и тут выступает в роли помощника – руководитель точно так же бы собирал информацию, но только в ручном режиме. Нужно лишь помнить, что человек, в отличие от программного продукта, будет иметь два ключевых недостатка – большие затраты времени на сбор и высокую долю субъективизма. По результатам сбора данных UAM-система показывает факт активности, динамику, сравнения, но не выдает никаких решений или рекомендаций в отношении сотрудников. Это всегда остается на стороне руководителя и HR. Применение «кнута» в случае неудовлетворительных показателей работы является исключительно прерогативой руководителя и никак не стимулируется системой.